Развитие одаренности: наука и практика


Развитие одаренности: наука и практика

Синягина Н.Ю., доктор психологических наук, профессор

Аннотация:
В рамках Шанхайского международного образовательного форума 2009 года, участником которого я была, широко обсуждались вопросы государственной политики в области обучения и воспитания одаренных детей в разных странах мира, проблемы диагностики и развития одаренности. Приведенные ниже материалы были представлены мной мировой общественности в виде доклада «Развитие одаренности в России». Рассматривается проблема развития одаренности, дается харак-теристика одаренности, приводится анализ подходов к проблеме в Рос-сии и за рубежом, обобщаются трудности и препятствия в решении проблемы. Также приводятся обобщенные материалы основных выступ-лений форума: опыт инклюзивного образования в Великобритании (Л. Флориан, Великобритания), пути решения проблемы отношений мегаполиса и образования (Т.Танг, Китай), кросскультурные различия успешных студентов США и Китая (Б. Плакер, США), модель развития одаренных студентов (Л. Кромберг, Австралия).

Ни у кого не вызывает сомнения факт, что прогресс цивилизации, прорыв в новое, неведомое будущее, достижения, подобные открытиям передвижения по воздуху, полетов в космос, телевидение, интернет в значительной мере зависят от исключительно одаренных людей и поэтому повышенное внимание к их образованию всегда актуально в любом обществе.

Самая большая ценность нации - молодое поколение и ему надо дать все возможности хорошего образования и воспитания, создать условия для раскрытия потенциала в любой сфере (интеллектуальной, музыкальной, художественной, предпринимательской и т.д.).

Важно, чтобы каждая нация использовала одаренность и талант на благо мира и процветания, делилась своим одаренным потенциалом со всем миром.

Проблема развития одаренности актуальна и в России. В вопросах одаренности российские ученые ориентируются на «Рабочую концепцию одаренности», разработанную группой ведущих ученых в этой области и изданную под общей редакцией профессора Д.Б.Богоявленской [2]. В концепции рассмотрен ряд теоретических позиций и обоснован понятийный аппарат. Сама одаренность понимается как «…системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2]. Такое определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, включающего мотивацию, направленность личности, уровень саморегуляции и пр.

Почти 15 лет я являюсь экспертом по работе со способными детьми Всемирной ассоциации успешности образования, участие в мероприятиях Ассоциации убедило меня в том, что однозначного подхода к тому, кого считать одаренными в мире нет. Разброс статистических данных о количестве одаренных детей в разных странах (а их в составе Всемирной ассоциации 52) значителен – от 7 до 90%. Россия, как правило, называет данные, около 7%, а, например, Канада, почти 70%. Обсуждение такого разногласия на одной из встреч показало, что в Канаде способными, успешными в учебе, и значит одаренными, считаются все успевающие дети (то есть дети, которые учатся на 3, 4 и 5), а те, которые усваивают программу выше, чем на 5, именуются другим термином, созвучным с термином «гениальные». Основная политика и практика деятельности в области развития одаренности направлена именно на категорию успевающих в школе детей, тогда как в России программы развития одаренности направлены на детей, показывающих успехи выше школьной программы [3].

Достаточно остро в России стоит вопрос «Зачем и кому нужны ода-ренные?» и, хотя имеются попытки его решения на государственном уровне, к сожалению, по-прежнему значительное число студентов хотело бы покинуть Россию после окончания вуза, в первую очередь, из-за значительных возможностей в самореализации, перспектив в индивидуальной карьере и желания достичь высокого уровня жизни. По нашим дан-ным среди студентов, показывающих достаточно высокий уровень интел-лектуальных способностей таких почти 31%.

Конечно, проблема выбора одаренными людьми собственной траек-тории жизни и работы стоит не только в России. Так, Б. Плакер (США), сравнивая системы работы с одаренными в США и Китае, привел такие данные: китайские студенты, получив образование на родине, стремятся к получению дополнительного образования вне ее и перспективной считают карьеру вне Китая. Поэтому в политике КНР последних лет значительное место уделяется вопросам повышения престижа и привлекательности карь-еры специалистов после вуза именно в родной стране [7].

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения:
•«все дети рождаются одаренными»
•«одаренные дети встречаются крайне редко».

Приведу пример интересного эксперимента с крысами, которым экс-периментаторы создали отличные условия для жизни: питание, чистое по-мещение, тепло... Однако в этом доме была дверь, которая позволяла легко покинуть его. Вела эта дверь в другую комнату, где не было никаких благ. Крысам нравилось жить в созданных условиях - они усиленно размножались и были довольны. Но какая-то часть крыс постоянно подбегала к таинственной двери, пищала от страха и выбегала через эту дверь. Когда стали крыс метить, то оказалось, что это делают одни и те же крысы, с пониженным уровнем страха и повышенным уровнем познава-тельной потребности. Исследователи сделали вывод, что определенному проценту развитых живых существ, присуща потребность к познанию неизвестного с рождения.

Можно назвать общие черты, которые характеризуют всех одаренных детей - стремление к новым познавательным ситуациям, которые таких детей не только не пугают, а, напротив, вызывают у них чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса.

Здесь сошлюсь на исследования генетика Льюиса Термана [5], который более 30 лет изучал особо одаренных детей и установил, что большая часть вундеркиндов теряет свои качества, взрослея. Но есть факты, что правильно воспитанные вундеркинды становятся взрослыми высшего порядка, с умом, не сравнимым с людьми обычного типа, поскольку они более организованы, сориентированы на пути достижения цели, значительно активнее одаренного человека и в целом оказываются успешнее в реальной жизни.

Поэтому специалистам, работающим с одаренными детьми в плане констатации статуса конкретного ребенка, мы рекомендуем использовать словосочетание «признаки одаренности ребенка», но никак не «одаренный ребенок», чтобы избежать последствий в психологическом плане для этого ребенка, если он вдруг утеряет признаки своей исключительно-сти. В свое время Дидро говорил, что гении падают с неба. Иногда им повезет свалиться к воротам дворца, но в ста тысячах других случаев они падают мимо [4]. Поэтому одна из главных задач - вовремя разглядеть в ребенке черты одаренности. Замечу, что оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Даже самые ярко выраженные, выдающиеся способности ребенка не являются основанием для прогноза его достижений в будущем. Достаточно высока вероятность, что признаки одаренности ребенка, ярко выраженные в детские годы, даже при благоприятных условиях могут со временем исчезнуть.

Многих детей в силу возрастных особенностей отличает любознательность, желание все потрогать своими руками, ко всему прикоснуться лично. Такие дети занимаются порой различными видами деятельности – фото, рисование, пение, спорт, рукоделие. Однако не каждый даже активный ребенок способен в дальнейшем на выдающиеся достижения и это позволяет нам говорить об одаренных детях, как об особенных детях.

Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности в форме ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени.

Своеобразие динамики формирования детской, одаренности может проявляться в виде неравномерности психического развития. Так, высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в своем психическом развитии. Это еще одна проблема, которую необхо-димо учитывать при обучении одаренного ребенка - так называемая «асинхрония развития», особо выделяемая психологами, занимавшими-ся темой одаренности. Суть проблемы заключается в том, что очень важ-ные сферы личности ребенка, такие, как сфера эмоций и чувств, сфера об-щения (особенно со сверстниками) и многие другие, просто не поспевают в своем развитии за талантом ребенка. Например, наблюдаемый нами ода-ренный в области математики Павел, 12 лет, в этом направлении соответ-ствует развитию студента 2 курса математического факультета, однако в области эмоционального развития остается на уровне 7 летнего ребенка, проявляя детский эгоизм, не умея построить отношения с одноклассника-ми, не проявляя ни малейшего интереса к противоположному полу. Вспомним, что и гениальный А.Энштейн испытывал значительные труд-ности в общении. Такие примеры актуализируют проблему диагностики одаренности. Значительную трудность представляет и диагностика так называемой скрытой одаренности. Б. Плакер (США), изучая кросс-культурные различия успешных студентов США и Китая, отмечает следующее. Китайцы учат все, ориентированы на активные методы обучения, способны учению уделять много времени, их активность к познанию и учению высока в детские и юношеские годы и практически отсутствует в зрелые и пожилые годы. Одаренные американцы изучают то, что интересно, больше ориентированы на индивидуальные методы познания, их активность значительно вырастает с возрастом и практически не ослабевает в течение жизни. Названные различия в значительной степени затрудняют создание методики диагностики одаренности, поскольку как китайские, так и американ-ские вузы являются многонациональными [8].

Общей чертой, характеризующей одаренных детей, выступает стремление к знаниям и это накладывает на их жизнь определенные ограничения: длительное время они уделяют учебе, их характеризует малоподвижный образ жизни, кратковременное пребывание на свежем воздухе и др. Это также вызывает «асинхронию развития», которая выражается в дефиците здоровья. Приведем данные диссертационного исследования Бо-гачевой Т.Ю. [1], где показано, что изучение «планов на будущее» у 33 одаренных детей, проведенное автором в 2009 году, позволило зафиксировать, что только 15% одаренных школьников ориентированы на «нормальную», «обычную» карьеру, то есть постепенное продвижение к вершинам должностной иерархии в соответствии с постоянно развивающимся его профессиональным опытом, по времени равное продолжитель-ности активной трудовой деятельности человека, а почти 73% планируют «скоростную», «стремительную» карьеру - моментальное должностное продвижение по вертикали организационной структуры. Такое видение собственной жизни сами одаренные школьники связывают с успехами в учении, высокой оценкой их способностей другими, установками, которые им дают их учителя и родители. При этом основную свою миссию они видят в учении – 87,8%, в развитии своих способностей – 72,7%. Интересно, что никто из них в перечне из 10 основных занятий по развитию своей личности не назвал занятия спортом, и только 4 человека (12,1%) отметили занятия утренней гимнастикой.

Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, хорошей социализации, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Понятно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом, в случае, если семья прилагает усилия по его развитию, будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

За одаренность можно также принять стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие обычных детей, хотя я не исключаю возможности, что обычный ребенок имеет шансы стать выдающимся: трудолюбие, усидчивость, благоприятные условия развития, доброже-лательность со стороны окружения, поддержка родителей часто способствуют этому. Это отмечал еще Сократ, когда говорил: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить» [4].

Следует отметить, что в современном Российском обществе преобладает бережное отношение к одаренным людям: около 60% опрошенных считают, что это достояние нации, 34% отметили, что сегодня в России таких людей мало, 76% считают что это в основном жители столицы и больших городов, поскольку именно там есть возможности для хорошего образования, развития своих способностей. Но как показывают данные последних исследований сознанию российских граждан, (как, кстати, и некоторых других стран) присущ антиинтеллектуализм. В обществе достаточно широко выражена тенденция: если вы и ваши дети — «как все» - счастье. Бытует ориентация на «обыкновенного», «среднего» человека, высоко недоверие к «умникам». В поведении и действиях родителей отмечена устойчивая тенденция «видеть своего ребенка таким, как все». Хотя в противовес интеллектуально развитым детям, дети талантливые в спорте или в художественном плане воспринимаются весьма положительно. Вообще к числу наиболее привлекательных для россиян относятся следующие виды одаренности – спортивная (отметили 53,4%), художе-ственная (43,8%), интеллектуальная (21,2%). С такими установками в обществе вырастить новое, значительное по численности, поколение талантливых людей достаточно сложно. По данным Леоне Кромборг (Австралия), такие установки присущи не только родителям и педагогам, но и ряду исследователей проблемы, которые пытаются снизить значимость роли одаренных в развитии цивилизации [7]. Тем не менее, отметим, понимание того, что прогресс двигают люди, не такие, как все, растет.

Другой значимой проблемой одаренности является актуализация воспитания конкурентоспособной личности - когда со школьной скамьи стимулируется стремление к ранним достижениям, высокому рейтингу, победам в разного рода соревнованиях. По своей сути это неплохо. Но не следует забывать, что в такой ситуации важным выступает результат конкурса, а не результат развития личности. А это никак не имеет отношения к воспитанию одаренного ребенка, скорее здесь надо говорить о демонстрации достигнутых ребенком возможностей. Заметим, что в рамках названного опроса в числе важных черт одаренного ребенка были названы умение пробиться в жизни (68,8%) и добиться призвания (около 76% опрошенных).

Несмотря на то, что одаренность часто развивается не благодаря, а вопреки, роль родителей в этом процессе значительна. Так, развитию одаренности способствуют высокие познавательные интересы их родителей. В общении с ребенком такие родители всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении в ребенком представлена совместная познавательная деятельность — общие игры, работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем.

Вырастить одаренное поколение может специально подготовленный педагог. У такого учителя должна быть четко сформулированная позитивная Я - концепция, он должен отличаться зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального развития, то есть, по А.Маслоу быть не обычным человеком, к которому что-то добавлено, а обычным человеком, у которого – ничто не отнято.

Проведенный анализ проблемы развития одаренности позволяет вы-делить ряд препятствий, которые можно условно разделить на 4 группы:
1.Научно-методические, исходящие из множества противоречивых теоретических подходов и методов, вариативности современного образования и обусловленные разнообразием типов и видов одаренности.
2.Психолого-педагогические, определяемые необходимостью теоретического обоснования всей системы работы с одаренными детьми и технологического ее обеспечения, обоснованием возрастных и индивидуальных подходов в работе с категорией одаренных детей.
3.Организационные, связанные с формированием общественного понимания необходимости проведения специальных работ с одаренны-ми детьми и конкретной реализацией мероприятий по ее развитию.
4.Кадровые, обусловленные необходимостью специальной подготовки педагогов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми, в образовательных учреждениях различного типа: в системе дошкольного и школьного образования (школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного образования, в системе дополнительного (внешкольного) образования и т.п.

Кроме того, следует также выделить ряд социальных трудностей, не анализируемых в настоящей работе, но присутствующих в реальности. К ним следует отнести алкоголизм и наркоманию (отмечают почти 50% опрошенных), плохие социально-экономические показатели жизнедеятельности семьи с одаренным ребенком, воспитание в неполной семье, в детском доме, неблагоприятной семье (52,4%), отсутствие помощи со стороны взрослых (35,4%), отсутствие базы для развития способностей (около 34%) и др.

Как видим, проблем в работе по развитию одаренности ребенка много, но эта работа стоит того, поскольку достижения таких детей в будущем – это будущее человечества. Даниэль Дефо писал: «Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного. Знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного. Знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального» [5]. Задача специалистов, занимающихся развитием одаренности ребенка научить его получению этого знания и применению на благо общества.

Литература:
1.Богачева Т.Ю. Здоровье в системе жизненных ценностей современного специалиста.- // Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М., 2010.
2.Рабочая концепция одаренности //Под общей ред. Д.Б.Богоявленской.- 2-е изд., расш. и перераб. –М., 2003.-94с.
3.Синягина Н.Ю. Современные взгляды и подходы в решении проблемы развития одаренности в России.- Федеральный справочник.- Приложение к сборнику Федеральный справочник. Образование в России. М.: Центр стратегического партнерства, 2010.-С. 307- 311.
4.Синягина Н.Ю. Личностно-ориентированное развитие одаренных детей.-М:АНО «ЦНПРО», 2011.-176с.
5.Энциклопедия мысли.- Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максим, парадоксов, эпиграмм.- //Сост. И.Я.Хоромин.-М., «Русская книга», «Известия», 2004.-576с.
6.Terman L. The gifted group at mid-life. Stanford, CA: Stanford Univer-sity Press, Workman Publishing, 1990.- 54-55.
7.Kronborg L. Education and Development of Gifted and Talented Chil-dren with A Fokus on Educational Issues.- Shanghai Education Forum.- 2009.- 104 – 120.
8.Plucker J. Why Ins’ t Gifted Education More Important Removing Barr