Психологические основы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних


Психологические основы ранней профилактики
правонарушений несовершеннолетних


Руководитель проекта: Идобаева Ольга Афанасьевна, д.психол.н., доцент.
Сроки реализации проекта: 2015-2017 гг.

Цель проекта: обоснование научных и методологических принципов системы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних в соответствии с современной социальной ситуацией развития детей и подростков, основываясь на возрастно-психологическом подходе, личностно-ориентированной парадигме, культурно-исторической деятельностной теории развития с учетом гендерных особенности детей и подростков.

Задачи проекта:
1.Обоснование возрастно-психологического, личностно-ориентированного и гендерного подходов к профилактике девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних.
2.Изучение ценностно-мотивационных и социальных факторов правонарушений несовершеннолетних.
3.Изучение связи девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних с психоэмоциональным неблагополучием несовершеннолетних.
4.Изучение связи девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних с составляющими социальной ситуации развития.
5.Разработка методологических основ проведения ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Основными результатами являются: обзор научных источников в области выделенной проблемы (проанализировано более 260 российских и зарубежных источников глубиной 5 лет); знакомство с современным зарубежным опытом исследования проблемы ранней профилактики делинквентного поведения (Университет Хельсинки, факультет психологии и наук о поведении; Берлинский свободный университет, факультет наук о поведении); формирование репрезентативной выборки; сбор и анализ данных; серия научных публикаций (7 статей, в том числе 1 − в издании, индексируемом в базах данных «Scopus», DOAJ, 5 − в журналах, рекомендованных ВАК России; принято в печать еще 2 статьи, в том числе 1 – в издание, индексируемое в базе данных «Scopus», 1 – в журнал, рекомендованный ВАК России); годовой отчет.

Обзор отечественных и зарубежных исследований показывает, что конкретный социально-культурный опыт оказывает существенное влияние на формирование морально-ценностной ориентации личности. В связи с этим актуальным является изучение влияния социальной ситуации развития на формирование девиантного и делинквентного поведения подростков. Это обусловлено и тем, что современная социальная ситуация развития, характеризуется, прежде всего, социальной аномией, утратой межпоколенческой преемственности, высокой социальной неопределенностью общества, кризисом семьи, проявляющимся в росте неполных и неблагополучных семей. Но и внешне вполне благополучные семьи по сути своей могут быть проблемными в связи с утратой теплых, доверительных отношений между родителями и детьми. Часто родители не понимают своих детей-подростков, не могут найти с ними общего языка, возлагая надежду на воспитание и перевоспитание собственных детей, на школу. Всё это составляет угрозу развития личности, создаёт трудности профессионального, жизненного и личностного самоопределения и обретения идентичности, способствует формированию девиантного и делинквентного поведения. Значимость социальной ситуации развития подростков подтверждается выявленной в нашем исследовании тесной взаимосвязью дефицитарных характеристик развития подростков с некоторыми негативными психологическими характеристиками родителей и учителей, что отрицательно сказывается на личностном развитии детей и подростков. Мы провели исследование, направленное на выявление взаимосвязи психологических характеристик подростков (нормативно развивающихся и делинквентных) с психологическими характеристиками их родителей и учителей (воспитателей).
Психологические характеристики родителей и учителей, полученные с помощью методик («Смысложизненные ориентации», «Шкала реактивной и личностной тревожности», «Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников») позволили получить характеристику социальной ситуации (т.е., субъективное отношение человека к ситуации). В исследовании приняли участие 1250 респондентов в возрасте от 13 до 16 лет, из них: 882 подростка, обучающихся в общеобразовательных школах (нормативно развивающиеся подростки), 368 подростков – воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений; 125 учителей общеобразовательных школ; 118 педагогов и воспитателей специальных учебно-воспитательных учреждений; 937 родителей подростков общеобразовательных школ. Для обеспечения репрезентативности выборки были выбраны площадки в различных регионах Российской Федерации. Всего исследованием были охвачены Северо-Западный, Южный, Сибирский и Центральный федеральные округа Российской Федерации. Исследование показало, что девиантные и делинквентные подростки имеют значительные проблемы в формировании морального сознания, отставание в развитии ценностно-смысловой сферы личности и самосознания по сравнению с нормативно развивающимися подростками. Также выявлена тесная взаимосвязь некоторых психологических характеристик учителей и родителей учащихся с дефицитарными характеристиками развития подростков. Выявленные факты подтверждают необходимость проведения ранней профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних путем своевременной коррекции социальной ситуации развития детей и подростков (семья и школа). Результаты исследования изложены в 7-ми публикациях и представлены на Международном симпозиуме «Л.С. Выготский и современное детство» (Москва, МГУ им М.В. Ломоносова, 17 ноября 2016 г.).
В настоящее время проект продолжается.